Роберт Уэйнберг “Забытая леди фентези”

Предваряя печать “Цитадели страха” Френсис Стивенс в номерах журнала The Argosy, издатель Боб Дэвис утверждал: “Это одна из лучших, если не наиболее необычная и увлекательная из повестей, из тех, что я когда-либо публиковал. Достигая волшебных вершин воображения, одновременно захватывает и создает впечатление тесной связи с реальностью. Это произведение заставляет кровь бурлить, стимулирует напряжение ужасом и напряжением”.
Это тот самый Дэвис, который купил все ранние произведения Эдгара Райса Берроуза, Макса Бранда и Абрахама Мерритта, и это делает его утверждение достойным внимания.
Из этого замечания издателя следует, что Дэвис считал Френсис Стивенс одним из лучших своих писателей.
Говард Лавкрафт, который позже был признан лучшим творцом литературы ужасов 20 века, комментируя “Цитадель страха”, писал в письме в The Argosy: “… если бы ее написал сэр Вальтер Скотт или Ибаньес, эту чудесную и трагическую аллегорию возносили бы до небес… По моему мнению, Стивенс относится к нашим самым выдающимся писателям”.
Абрахам Мерритт, один из великих фантастической литературы, был заядлым поклонником творчества Стивенс, и был причастен к переизданию ее произведения в 40-х в одном из фантастических журналов.
В начале ее карьеры многие думали, что Стивенс – это один из псевдонимов Мерритта.
Несмотря на признание, которое выпало на долю ее произведений, Френсис Стивенс является одним из забытых писателей-фантастов. За последние 40 лет отдельными изданиями выпущены три ее романа, а их тиражи распроданы давным-давно. Мы надеемся, что после возвращения из забытья “Цитадели страха” и других произведений, Стивенс займет надлежащее место в пантеоне фантастики.
О себе Френсис Стивенс писала:
“Я родилась в Миннеаполисе, штат Миннесота. Родители любили литературу, поэтому я воспитывалась среди книг, хотя и была вынуждена бросить учебу в средней школе, и пойти на работу. Я неплохо умела рисовать и хотела стать иллюстратором. Несколько лет я училась по вечерам, но, в конце концов, бросила это занятие. Свою первую повесть я написала в 17 лет, когда работала в административном офисе торгового дома. Насколько я помню, у нее было одно достоинство – она была довольно оригинальной. Очевидно, по мнению автора, это была отличная вещь, но, несмотря на это, я была удивлена, когда The Argosy, первый журнал, в который я обратилась, принял ее”.
Эрудит и издатель фантастики Ллойд Артур Эшбах был первым любителем фантастики, раскрывшим тайну, упомянутую в биографической заметке о Стивенс, опубликованной в Argosy. В “Двух головах Цербера”, изданной в твердом переплете в 1953 году, Эшбах выяснил, что Френсис Стивенс – это псевдоним Гертруды Берроуз Беннетт.
Она родилась 18 сентября 1884 года. Гертруда Берроуз жила в Миннеаполисе. В 1909 году она вышла замуж за англичанина Стюарта Беннетта. Вскоре супруги переехали в Филадельфию.
Неожиданная смерть мужа вынудила Гертруду освоить профессию секретаря, чтобы содержать себя и дочь. Через несколько лет, после смерти отца, она должна была взять на себя заботу о больной матери. Забота о маленьком ребенке и больной старой женщине привела к тому, что она должна была много времени проводить дома. Видимо, тогда же Гертруда стала писать.
Использование псевдонима Френсис Стивенс связано, скорее всего, с тем, какие произведения она писала. Хотя среди авторов Argosy были женщины, они не писали фантастических и приключенческих произведений для журнала. Эта область была мужской, по крайней мере, на это намекали имена авторов. Среди них были Джордж Аллан Ингленд, Абрахам Меритт, Макс Бренд, Чарлз Стилсон, Эдгар Райс Берроуз и многие другие. Женщине не место в такой компании. Как многие до нее, и после, Гертруда Беннетт понимала, что легче поменять имя, чем стиль. Беннетт не была плодовитым автором. В еженедельнике Argosy она опубликовала повести “Кошмар”, “Лабиринт”, “Цитадель страха”, “Серапион”, “Авалон” и несколько рассказов.
В 1919 фирма Street & Smith создала журнал для публикации “других” повестей и рассказов The Thrill Book. Произведения Френсис Стивенс идеально подходили этому журналу, и прежде, чем он исчез, в журнале был напечатан роман “Головы Цербера”.
Специалист по палп-фикшн Уилл Мюррей недавно выяснил, что The Thrill Book приобрел еще несколько произведений Френсис Стивенс, в том числе две повести, но они не были опубликованы из-за безвременной кончины журнала. К несчастью, эти повести вместе с несколькими рассказами Стивенс находились в ящике с рукописями в архивах Street & Smith, и затерялись много лет назад. И теперь трудно поверить, что они когда-нибудь будут найдены.
Короткий роман “Солнечный огонь” был опубликован в 1923 году в только что появившемся журнале Weird Tales. Без сомнения, это произведение было написано гораздо раньше, и просто дождалось момента, когда открылся новый рынок сбыта.
Многое указывает на то, что Френсис Стивенс перестала писать новые произведения после 1920 года. После смерти матери, она могла оставлять подросшую дочь у приятельниц и работать полный рабочий день.
Хотя писательство могло быть хобби и отличным приключением, оно не приносило достаточно денег.
О дальнейшей жизни Френсис Стивенс известно очень мало, кроме того, что в начале 1930-х годов она переехала в Калифорнию. Письмо, посланное ей дочерью в 1939, вернулось к отправителю. Предпринятые позже попытки издателей найти Френсис Стивенс успехом не увенчались.
“Цитадель страха” – это роман, идеально подходящий для знакомства с творчеством Френсис Стивенс. С многих точек зрения это ее самое интересное произведение. Это длинная история, содержащая более 90 тысяч предложений, события развиваются быстро, и в сюжете полно самых фантастических происшествий. Несмотря на это, события доминируют не настолько, чтобы герои были картонными фигурками. Это повесть о несчастьях и трагедиях, к которым ведет людская жадность. История погибшей расы соединяется с самыми дикими и фантастическими идеями. Готовя роман к изданию, Carroll & Graf обратились к версии, опубликованной в журналах The Argosy в 1918 году. Редактор Famous Fantastic Mysteries, известный своей любовью к сокращению повестей, чтобы они соответствовали журналу перепечаток. К счастью, сравнение двух версий показывает, что версия потерпела только косметические переделки. Некоторые мелочи сделаны более современными (вуали и сюртуки заменены на шляпки и плащи).
Учтя темп развития сюжета, изменили количество глав. В версии, опубликованной в The Argosy, 52 раздела. Версия Famous Fantastic Mysteries, включающая полный текст, насчитывала 33 раздела. По той же причине, в новой версии 33 главы. Другими словами, перед читателем тот же текст, что и 65 лет назад.
По словам Боба Дэвиса, это “повесть о возвышенной ненависти, персонифицированной и живущей в черном камне – мраморном изваянии демона, холодная поверхность которого реагирует на прикосновение ладони, как и живое тело – о Начос-Яотле, том, кто возбуждает ненависть, эманации зла, которая могла устроить наиболее необычное и зловещее вторжение, когда-либо пережитое людской расой”.

Перевод с польского Александра Печенкина

Advertisements

Tagged:

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: